Родительские конфликты могут оказывать многообразное влияние на ребенка и семейную динамику, несмотря на сложности, с которыми сталкиваются сами родители. Исследование, проведённое специалистами из университетов Рочестера и Нотр-Дама, показало, что шестилетние дети, родители которых часто спорят, реагируют на последующие ссоры с повышенной тревогой и отрицательными мыслями.
В одном из выпусков журнала «Детское развитие» группа исследователей описала исследование, в котором два раза в год наблюдали за реакцией 223 детей на ссоры между своими родителями. Вначале родители участвовали в эксперименте, пытаясь решить обычные разногласия. Ученые оценивали степень враждебности или равнодушия родителей, чтобы понять, как они разрешают конфликты. После этого дети становились свидетелями двух сцен: короткой ссоры и её разрешения.
Исследование показало, что стиль управления конфликтами родителями прогнозировал реакцию детей на симулируемый конфликт как в краткосрочном, так и в долгосрочном аспектах. Дети родителей с высокими показателями напряжённости реагировали на искусственные конфликты с большим стрессом, чем предполагалось.
«Стресс от наблюдения за различными видами конфликтов может иметь долговременные последствия для функционирования детей, меняя их модели поведения», — отмечает Патрик Т. Дэвис, главный исследователь и профессор психологии в Университете Рочестер. Он также подчеркивает, что разные формы конфликтов между родителями могут по-разному влиять на благополучие детей.
Авторы исследования указывают, что прошлый опыт родительских конфликтов может определять, как дети будут реагировать на новые споры. «Различные типы конфликтов между родителями имеют разное значение и последствия для ребенка и всей семьи, даже если учесть трудности, с которыми столкнулись родители», — подводит итог Дэвис.
Несмотря на то, что прежние исследования продемонстрировали, что дети не привыкают к разногласиям родителей и становятся более чувствительными к ним, Дэвис и его коллеги интересовались, играют ли различные формы деструктивного конфликта между родителями разные роли в реакциях детей. Не имело значения, проявляли ли взрослые открытое враждебное поведение или безразличие во время споров. Оба подхода к управлению конфликтом были связаны с повышенным уровнем стресса у детей, который сохранялся даже спустя год.
Основной целью исследования было определить стабильность и изменения в реакциях детей на конфликты в контексте взаимодействия родителей и семейной динамики в первые годы обучения в школе. Авторы считают, что это исследование создает основу для дальнейшего изучения того, как дети адаптируются к конфликтам между своими родителями.